Покер


  

    

              Библиотека 


Главная

История карт

Игры

Гадания

Пасьянсы

Словарь

Фокусы

Шулерство

Литература


                                         Канаста       

Давним предком канасты была игра из Испании под названием "комета", имевшая хождение в XVIII веке (позже она называлась "манила").

Современная канаста происходит от испанского слова означающего "корзинка для покупок", с намеком на различные сочетания карт. Вначале она появилась в Уругвае, затем ее узнали в Аргентине, в 1949 году она появилась в США, откуда распространилась по всему миру.

Существует множество вариантов игры под разными названиями с небольшими различиями в правилах (бразильская, боливийская, мексиканская канаста, армингтон, квинелла, тампа и др.).

                                      Правила игры

Играют двумя полными колодами с джокерами - 108 карт. Старшинство карт значения не имеет. Стоимость карт в очках: тузы и двойки - 20 очков, все фигуры, десятки, девятки и восьмерки - 10 очков, от семерок до четверок - 5 очков. Тройки и двойки выполняют в игре особую роль. Играют четверо участников (двое против двоих). Партнеры, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Первого сдающего определяет жребий, далее карты сдают поочередно. Каждый игрок получает по 11 карт. Очередная 45 - я карта открывается и становится первой картой открытого пакета. Остальные - в закрытой колоде. Цель игры - получить максимальное количество очков в картах, добыть сами карты и сбросить их (в том числе полученные), выкладывая на стол в определенных сочетаниях. Сочетанием является комплект не менее трех карт одинакового достоинства (три дамы, три девятки, три пятерки). Во всех сочетаниях джокеры могут заменить любую недостающую карту. Джокерами служат также двойки - фальшивые джокеры. В выложенном сочетании не может быть больше джокеров, чем основных карт (не более половины). Однажды выложенные на стол карты и джокер в игру не возвращаются. Сочетания, выкладываемые партнерами, объединяются и кладутся перед одним из них.

На первом этапе розыгрыша, когда никто еще ничего не выложил на стол, игра "закрыта". Первое же появление какого-либо сочетания на столе "открывает" игру для партнеров, которые его выложили, однако существуют специальные условия открытия игры.

При записи для данной стороны от 0 до 1495 очков сочетание карт должно "стоить" не менее 50 очков: при записи от 1500 до 2995 - не менее 90, а если запись составляет 3000 очков и выше - не менее 120.

При отрицательном числе очков минимальная сумма очков карт открытия составляет 15.

Чтобы открыть игру, можно выложить на стол не одно, а больше сочетаний, очки которых при подсчете складываются. Однажды, открыв игру, партнеры далее не имеют ограничений, и, делая ход, могут выкладывать новые сочетания или добавлять к ранее выложенным ими же сочетаниям одиночные карты. Нельзя добавлять карты к сочетаниям, выложенным противниками.

Выложенное сочетание из семи карт одинакового достоинства называется канастой, означает окончание розыгрыша и премируется особо. Канаста, составленная только из основных карт (без джокеров), называется истинной, или красной, канаста с одним, двумя или тремя джокерами - фальшивой, или черной. По традиции карты в канасте складываются отдельным пакетом, верхняя карта - красная или черная, в зависимости от типа канасты.

К канасте можно, но не обязательно, добавлять карты того же достоинства.

Розыгрыш начинает игрок, сидящий слева от сдающего. Он может взять в руки "засвеченную карту", а одну из своих положить на ее место, может также не брать карты со стола, а снять верхнюю карту закрытой колоды и сбросить одну из своих на стол в открытый пакет.

Первый пакет в закрытой игре (еще никто не выложил на стол ни одного сочетания) также называется закрытым. Чтобы взять из него карту, следует иметь на руках и показать две карты того же достоинства; образовавшееся сочетание карт надо тут же выложить на стол. Если в открытом пакете находится более чем одна карта (что чаще всего и бывает), игрок обязан взять и все другие карты пакета. Из этого правила существует одно исключение (о нем позже). Забрав пакет, его верхнюю карту надо в каком-то сочетании выложить на стол, а остальные взять в руки.

Когда игра становится открытой, пакет также открыт; его можно взять ("купить"), не только показав две карты того же достоинства, что и верхняя карта пакета, но и предъявив только одну карту и джокер, настоящий или фальшивый. Тогда выложенным на стол сочетанием станет карта с рук, джокер и верхняя карта пакета. Открытый пакет можно взять и тогда, когда его верхнюю карту можно доложить до какого-либо сочетания, находящегося на столе. При этом игрок обязан немедленно доложить карту, за которую пакет куплен.

При покупке первого пакета и открытии игры к очкам, необходимым для открытия, добавляется стоимость верхней карты пакета. Остальные карты сочетания (или сочетаний), выкладываемых на стол, должны браться с рук.

После того, как выложены карты с рук, очередь ходить следующего игрока (по часовой стрелке). Карты пакета во время игры смотреть нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не сбросит все карты с рук, положив последнюю на пакет или доложив ее к какому-либо им же ранее выложенному сочетанию.

Игру может закончить одна из сторон, выложив хотя бы одну канасту целиком или частично, то есть канаста закончена с учетом уже лежащего на столе сочетания карт. Игрок, который выложил канасту, может спросить у своего партнера, заканчивать ли партию. Ответ должен звучать только "да" или "нет". Сбросивший обязан поступить, как желает партнер.

Можно также закончить игру, купив со стола одну карту; при этом нельзя сбрасывать карты с рук. Покупка пакета из одной карты считается покупкой целого пакета, а не одной карты.

Перед окончанием игры каждый должен иметь на руках хотя бы одну карту (нельзя сбросить все карты, не закончив игры), причем этот игрок не может купить пакет, состоящий из одной карты, даже если эта карта подходит к ранее выложенному им на стол сочетанию.

Особую роль играют черные (пиковая и трефовая) тройки; оказавшись верхней картой пакета, они блокируют его. Купить его нельзя, даже показав две другие черные тройки.

По ходу игры нельзя выкладывать на стол сочетания черных троек. Это можно сделать только в момент окончания игры, но тогда нельзя закончить игру, сбросив последнюю карту в пакет, а надо выложить их на стол в каком-нибудь сочетании или добавить их к ранее выложенному сочетанию.

Блокирующими для каждой стороны являются также карты одинакового достоинства с выложенной ранее этой стороной канастой (если, например, на столе лежит моя канаста королей, я не могу взять пакет с верхней картой - королем, даже имея на руках двух королей).

Картами, закрывающими пакет для всех игроков, являются настоящий и фальшивый джокеры. Если кто-то сбросит джокера на пакет, он становится закрытым, как в начале игры; купить закрытый пакет можно только имея на руках две карты того же достоинства, что и верхняя карта закрытого пакета. Пакет, закрытый джокером, нельзя купить, имея на руках два джокера. Закрывающего пакет джокера кладут обычно поперек, чтобы было видно, что пакет закрыть.

Если первой открывшейся картой после сдачи оказывается джокер, черная или красная тройка, открывают следующую карту; так продолжают до тех пор, пока не появится обычная карта.

Особую роль играют красные тройки. Это премиальные карты, которые никогда не входят ни в какие сочетания. После сдачи игроки, у которых на руках есть красные тройки, должны сразу же выложить их на стол перед собой, дополняя во время своего хода количество карт на руках из закрытой колоды. Если этой картой оказывается красная тройка, ее кладут на стол перед собой и берут следующую карту из колоды.

Если игрок купил красную тройку в составе первого пакета, он должен сразу же выложить ее перед собой. Брать карту из колоды при этом не нужно.

Пакет, в котором находится красная тройка или джокер (в начале игры), считается закрытым.

В момент окончания игры партнер игрока, заканчивающего игру может все свои карты с рук выложить на стол в новых сочетаниях или доложить к уже лежащим. Это так называемое двойное окончание, премируемое отдельно.

Если игру заканчивают в момент ее открытия, то это называется окончание игры с рук. Сумма очков выложенных карт должна составить минимум, требуемый для открытия, если игрок покупает пакет или его верхнюю карту; однако, если игрок кончает игру с рук, покупая только карту из колоды, наличие этого минимума необязательно.

Если игра открыта одним из партнеров, другой может закончить игру с рук при условии, что выложит все свои карты, включая канасту (даже если одну канасту уже ранее выложил партнер), но при этом ранее не доложил ни одной своей карты к сочетаниям карт на столе (заканчивает одиннадцатью картами с рук).

 

                                       Подсчет очков

 

После окончания игры подсчитывается число очков, полученных в розыгрыше каждой стороной. Этот итог складывается из плюсовых очков за карты, выложенные в различных сочетаниях на стол, премиальных очков (плюсовых или минусовых) и минусовых (штрафных) за карты, оставшиеся на руках. Плюсовые очки за карты на столе считаются по стоимости карт. За каждую черную тройку, выложенную на стол в сочетании черных троек - пять очков.

Плюсовые очки начисляются (сверх суммы очков карт канасты):

 

 • 100 очков - за окончание игры,

 • 100 очков - за двойное окончание дополнительно,

 • 100 очков - за окончание игры с рук дополнительно,

 • 100 очков - за каждую красную тройку, если есть выложенные канасты,

 • 100 очков (минусовых) - за каждую красную тройку, если нет выложенной канасты,

 • 300 очков - за фальшивую канасту,

 • 500 очков - за настоящую канасту,

 • 800 очков - за комплект (4 красные тройки с канастой),

 • 800 очков (минусовых) - за комплект красных троек без канасты.

                              Дополнительные условия

Иногда играют, предварительно условившись, с еще одним возможным сочетанием - канастой из джокеров (сочетанием семи джокеров, настоящих или фальшивых). За такую канасту начисляется 100 очков премии; в процессе игры нельзя выкладывать канасты из джокеров по частям, начиная с комплекта из трех джокеров, как во всех других канастах, а надо выложить сразу семь джокеров с рук.

Минусовые очки за карты, оставшиеся на руках, начисляются по стоимости карт. За каждую черную тройку - 100 минусов, за каждую красную (вследствие ошибки игрока) - 500 минусовых очков.

Общее число очков, полученных игроками в одном розыгрыше, - это разность плюсовых и минусовых очков обеих сторон. В записи фигурируют как плюсовые, так и минусовые суммы очков. Последняя сдача, даже если ясно, что одна из сторон достигнет или превысит 5000 очков, всегда доигрывается до конца.

Если в какой-либо сдаче закончится закрытая колода, а ни одна из сторон не завершила игры. розыгрыш переходит к концу, когда игрок, взявший последнюю карту из колоды сбросит на пакет и подсчитывает очки, полученные в розыгрыше обеими сторонами, без начисления премии за окончание игры.

Общий выигрыш - это разность числа очков в записи без всякой добавочной премии за выигрыш всей партии.

В канасту можно играть, предварительно условившись, не до 5000, а до 7500 очков. При этом появляется дополнительное условие открытия: при записи для данной стороны 5000 или более очков, минимум открытия есть канаста, независимо от стоимости карт в ней, естественно, только одним игроком с употреблением верхней карты пакета.

Допускается также, предварительно условившись, играть, договорившись, что закончить игру можно, выложив не одну, а две канасты.


                                   Канаста для троих

 

При игре втроем каждый играет сам и ведет свою запись; игрок получает по 13 карт. Игру можно закончить, имея не одну карту, а хотя бы две выложенные канасты.

 

                                   Канаста для двоих 

 

Игра идет так же, как и в канасте для троих, только каждый игрок получает по 15 карт. Все остальные правила прежние.

 

                    Самба и комбо - разновидности канасты

 

Существуют также две разновидности канасты - это самба и комбо. Описание и правила этих игр вы можете найти в соответствующих разделах.