Словарь карточных терминов

   А

 

 • А - ас, т.е. туз, карточное обозначение туза. Первая по старшинству карта в масти.

 • Абцуг – в азартной игре каждая пара карт при метании направо и налево.

 • Алерт – действие одного из игроков, состоящее в привлечении внимания противников к искусственной заявке своего партнера. Алерт показывается постукиванием по столу после заявки партнера или выкладыванием специальной карточки на стол.

 • Апелляция – право, по которому игроки заставляют противников ходить с той карты, которую они показали, то есть с той, которая признана открытой или настольной. Это выражение употребляется в Висте и Винте.

 • Апкард - право, согласно которому игроки заставляют противников ходить с той карты, которую они показали, т.е. признанной открытой или настольной.

 • Аппеляр - право, согласно которому игроки заставляют противников ходить с той карты, которую они показали, т.е. признанной открытой или настольной.

 • Апперкот - термин из бриджа; ход старшим козырем с целью заставить противника выложить его самый старший козырь.

 • Афроншировать – в Ералаше отыграть.

 

   Б

 

 • Баба – выражение, употребляемое при игре в Семерик. Баба означает одномастный терц от тройки: тройка, двойка, туз.

 • База (канаста) - необходимое в канасте количество натуральных карт.

 • Базовая карта - карта, на которую складывают все карты масти.

 • Банк – 1) Сумма денег, которой распоряжается банкомет (в нее входит его ставка и полученные с игроков выигрыши) и из которой выплачиваются выигрыши игрокам; 2) Открытая колода карт, когда игроки сносят поочередно карты при своем ходе.

 • Банкир - сдающий игрок, против которого делают ставки остальные игроки; в покере - хранитель фишек.

 • Банкомет – игрок, держащий банк в азартных играх.

 • Бескозырный расклад – то же, что и регулярный.

 • Бланка – одна карта какой-либо масти на руках.

 • Блейз (покер) - рука, полностью состоящая из фигур.

 • Блеф (покер) - ставка, сделанная на руке, которая, по мнению самого игрока, не является наилучшей.

 • Блокирующая заявка – заявка на высоком уровне с целью помешать противникам обмениваться информацией. Эти заявки делаются по принципу безопасности на уровне 3 и выше.

 • Блотка – то же самое, что и фоска.

Болван – несуществующий игрок в тех играх, в которых обусловлено число игроков, как, например, в Винте, Преферансе, Висте; иногда при некомплекте их карты сдаются болвану, которыми распоряжаются игроки по установленным правилам.

 • Болван (бридж) - 1) партнер разыгрывающего; 2) карты этого игрока.

 • Боливия – канаста из джокеров в игре Комбо.

 • Большой шлем - выигрыш одной стороной тринадцати взяток.

 • Бук – количество обязательных взяток, сверх которых определяется уровень игры.

 

   В

 

 • Ва-банк – выражение, употребляемое в азартных играх и означающее, что партнер идет на всю сумму, находящуюся в банке.

 • Валет - четвертая по старшинству карта в масти. На фигурных изображениях обозначается буквой В. Валет перекрывает все карты, кроме туза, короля и дамы.

 • Верная взятка – та, которая не может быть перебита другими игроками.

 • Взнос - 1) ставка, которую игроки делают перед раздачей или прикупом карт; 2) вклад в банк, который делается в начале игры и в равной мере принадлежит всем игрокам.

 • Взятка – несколько карт, выкладываемых игроками на стол. Старшая по своему значению (или козырь) берет эти карты и образует взятку.

 • Взятка верная - взятка, которая в любом случае не может быть перебита другими картами.

 • Взятка случайная - взятка, которая при назначении игры не принимается в расчет и полагается к отдаче, а между тем совершенно неожиданно может быть сделана.

 • Взятки сомнительные - такие, которые могут быть сделаны в зависимости от разделения карт и от ходов при розыгрыше.

 • Вист – 1) Старинная карточная игра; 2) – выражение, употребляемое во всех играх как объявляющее о желании играть. «Вистую» - значит «играю».

 • Вистующие – противники партнеров.

Воронка – группа карт, идущих подряд от двойки: 2, 3, 4 и т.д. Воронка не может заключать в себе менее 3 карт.

 • Восемь и восемнадцать – пикетный термин. Восемь одномастных карт, идущих подряд, считаются за 18 очков, а в общей сложности 8+18=26.

 • Восходящая линия - порядок карт: А, 2, 3, 4, ..., 10, В, Д, К, т.е. принцип, согласно которому туз считается картой младше двойки.

 • Вскрыша – карты той масти, которая вскрыта.

 • Вскрышка – вистовое выражение. Карта, открытая сдающим для определения козыря.

 • Вызов – если в висте от 10 поэнов имеется уже 8 леве и у одного из партнеров есть на руках 2 онера, то он может объявить об этом и вызвать выигрывающего, имеющего на руках зачастую такие же онеры, высказаться и показать свою игру.

Высшая масть – всякая последующая масть будет высшей по отношению к предыдущей; низшая масть – пики, затем идут трефы, бубны и старшая масть – червы.

 • Выбор места – из разложенной на столе колоды карт каждый игрок вытаскивает одну карту. Играющий, получивший наименьшую карту, выбирает место. При выборе 2 равных карт старшинство определяется по мастям.

 • Выход - 1) отказ от участия в розыгрыше данной сдачи или банка; 2) в канасте - избавление от последней карты путем  сброса или показа комбинации.

 • Выход с бланка – пойти с карты, единственной масти.

Выходящий – винтовой и вистовой термин. Пятый игрок, не принимающий в одном из робберов участие.

 • В руке бытьиметь право первого хода..

 

   Г 

 

 • Гвоздь – обмен одной карты, который производится играющими против назначивших игру.

 • Гейм - (то же – концовка) – разновидность контракта, за который дается премия в зависимости от зональности (100 или более очков за взятки, выигранные в одной сдаче). В дубликатном Бридже вне зоны дается премия 300 очков, в зоне – 500 очков.

 • Голец – особый род Стуколки, в котором существует всего один прикуп, называющийся гольцом.

 • Горазапись штрафов в Преферансе.

 • Гранд – вид розыгрыша в Скате.

 • Группа – 1) три и более карт одного ранга; 2) несколько карт одной масти, идущих последовательно; 3) в игре Семерик – три партии, которые должны быть сыграны игроками без перерыва.

 • Гуляш (бридж) - сдача перетасованных карт минимум по три для формирования нестандартных рук.

 

   Д 

 

 • Дама - третья по старшинству карта в масти. Дама перекрывает все карты в масти, за исключением туза и короля. На фигурных изображениях обозначается буквой Д.

 • Дамми – игрок, чьи карты после первого хода раскладываются на столе; распоряжается ими в процессе розыгрыша контракта разыгрывающий.

 • Два – обязательство взять 8 взяток в Висте.

 • Двойной простой или двойной козырной марьяж – король и дама, имеющие значение в Безике.

 • Двуцвет – расклад руки, в которой в двух мастях не менее 10 карт типа 5:5, 6:4.

 • Декларированная (объявленная) взятка – каждая взятка, которая должна быть выиграна линией разыгрывающего сверх шести.

 • Демарка – снос карты (либо маленький, либо большой – в зависимости от системы Виста), не поощряющий партнера на продолжение этой масти.

 • Деноминация – масть или без козыря, упомянутые в назначении.

 • Джокер – карта, не имеющая масти и значения. Используется в некоторых играх как свободная масть.

 • Длинная масть - наличие в руке более четырех карт одной масти.

 • Достоинство – фигуры старших карт и число значков младших.

 • Дублет – выигрывать партию, прежде чем противники отметят 5 поэнов от 10, 3 в Вист от 5,6 в Вист с двойными взятками.

 • Дублетон – масть, в которой у игрока две карты.

 • Дубликатный бридж – игра, в которой одними и теми же картами играют как минимум на двух столах, а результаты игры сопоставляются. Компенсационная система записи имитирует дубликатный Бридж.

 

   Ж 

 

 • Жучок (покер) - джокер, который может быть использован в качестве туза или свободной карты для формирования флэша, стрита или младшей руки.

 

   З 

 

 • Закрытие (шестьдесят шесть) - прекращение игры, когда игрок набирает не менее 66 очков.

 • За рукой быть – т.е. за ходящим или перед ходящим игроком.

 • Задержка (стоппер) – карта или комбинация карт, препятствующая противникам, сбору ими масти в бескозырной игре.

 • Замораживать - 1) вариант базовой игры, назначенный сдающим для розыгрыша данной сдачи; 2) система розыгрыша.

 • Запись – счет, ведущийся игроками во время игры.

 • Заручиться (заручка) – право ближайшего выхода (после взятия взятки).

 • Защитник – оппонент (предполагаемого) разыгрывающего.

 • Заявка – любое назначение в игре: различают значащие и незначащие заявки, натуральные и искусственные, конвенционные.

 • Значащая заявка – любое назначение масти и без козыря сверх шести обязательных взяток.

 • Зональность – условия или игровая характеристика раздачи, от которой зависит размер премий и штрафов в данной сдаче. В зональной ситуации штрафы и премии выше, чем вне зоны. Это обстоятельство делает торговлю более интересной тактически.

 

   И 

 

 • Игра – 1) выкладывание первой карты, с которой осуществляется ход; 2) совокупность игр картами; 3) совокупность заявок и розыгрыша сдачи.

 • Идти в гору – увеличивать ставку.

 • Иерархия – часть семейства карт, представляющая правильную последовательность в восходящей или нисходящей линиях.

 • Импас – прием в розыгрыше, когда игрок кладет не высшую карту масти, с которой зашли, а среднюю из имеющихся у него в надежде взять лишнюю взятку.

 • Инвит – вистовое выражение. Ход с маленькой карты своей сильной масти для того, чтобы пригласить партнеров положить самую старшую и, взяв взятку, отвечать на ту же масть.

 • Интервенция – назначение одного из игроков, сделанное после того, как противники открыли торговлю.

 • Инфузорка – условная карта в игре в Безик.

 

   К 

 

 • Казна – при игре в 21 (Очко) комбинация карт, дающих в сумме 17 очков у банкира. В этом случае банкир не имеет права прикупать карту – «казна не велит».

 • Канаста - комбинация, которая содержит не менее семи карт с минимум четырьмя натуральными картами.

 • Капот – пикетный термин. Означает взять все 12 взяток, не давая противнику ни одной.

 • Каре – четыре карты одного номинала, например 4 туза.

 • Карт-бланш (белые карты) – в Пикете положение, при котором у игрока нет ни одной карты, не вошедшей в счет или рука без фигур.

 • Китти - банк, в который вносятся штрафы.

 • Картинки – туз, король, дама, валет.

 • Квинта – пять одномастных карт, идущих подряд.

 • Козырь – главенствующая масть в колоде в данной игре. Игра без назначения козыря носит название бескозырной.

 • Козырять - ходить с козыря.

 • Колер – последовательность карт одной масти.

 • Колода – 1) полная колода состоит из 52 карт (начиная с двоек); 2) средняя колода состоит из 36 карт (начиная с шестерок); 3) пикетная или преферансовая колода состоит из 32 карт (начиная с семерок).

 • Комбинация - группа зачетных карт.

 • Комплект – комбинация из 3 карт одного ранга в игре Можно.

 • Кон – середина стола, на которую игроки кладут ставки или одна из игр партии.

 • Конвенция - комбинация, имеющая дополнительную цену.

 • Консоляция – плата, получаемая сдатчиком при игре в четвером, за каждый поставленный ремиз игрока, взявшего прикуп. Консоляция также записывается и вистующими игроками за обремизившимися.

 • Контракт – обязательство линии разыгрывающего выиграть в названной деноминации количество декларированных взяток.

 • Король - вторая по старшинству карта. На фигурных изображениях обозначается буквой К.

 • Коронка – группа карт, идущая подряд в одной масти от туза, числом не менее 3, т.е. туз, король, дама, валет.

 • Короткая масть – две, три карты одной масти.

 • Кортель – три карты одной масти.

 • Котел – особый род преферанса.

 • Крапом вверх - внешней стороной карт вверх.

 • Крест – распасовочный знак в игре Винт.

 • Криб – сброшенные карты в игре Крибедж.

 • Курочкастарое название горы в преферансе, место записи штрафов.

 • Кюбид (контрактный бридж) - систематическая демонстрация контроля над определенной мастью, особенно при наличии туза или при отсутствии данной масти.

 

   Л 

 

 • Леве – каждая взятка в Висте, взятая сверх законных шести.

 • Лишний козырь – иметь на руках одного или несколько последних козырей, когда все остальные уже вышли.

 • Лоб – первая карта в колоде банкомета.

 • Лове – выражение, употребляемое в Сите и означающие отсутствие карт на руках.

 

   М 

 

 • Магазин – часть колоды (талон), используемая в качестве вспомогательной.

 • Мажор – карты одной масти, идущие подряд.

 • Маз – в банковой игре прибавка (примазка) в ставке.

 • Маленькая – младшая карта в сильной масти или в паре карт.

 • Мальчик – одно из названий валета в некоторых карточных играх, иногда его называют малец.

 • Малый шлем - выигрыш одной стороной двенадцати взяток.

 • Маневры – специальные приемы розыгрыша масти.

 • Марка – снос, поощряющий продолжение этой масти.

 • Маркеры - карты для учета результатов, которые по номиналу стоят ниже карт, используемых в игре.

 • Марьяж1) король и дама одной масти; 2) название одной из игр.

 • Масть – пики, трефы, бубны, червы. В полной колоде масть насчитывает 13 карт, в средней – 9, в пикетной – 8 карт.

 • Мельница – тип розыгрыша в Преферансе.

 • Мизер – в ряде игр обязательство одного из игроков не взять ни одной взятки в данной сдаче.

 • Мисфит – сочетание карт в мастях партнеров, при котором ни в одной из мастей у них нет в общей сложности восьми карт.

 • Молчанка – игрок, не в очередь сдавший назначение или взявший себе большее количество карт, лишается права на переговоры.

 

   Н 

 

 • Наветт – манера играть, когда у двух партнеров ренонсы, то ходят в ту масть, которой нет у противника и, таким образом, подводят под перекрестный огонь.

 • Надбитка – перекрывание козыря противника своим козырем при побочной масти.

 • Назначение – объявление в Висте своей масти, верхних взяток в проходной масти и тузов. В Винте – назначение своей игры.

 • Настольная карта – всякая карта, случайно открытая во время сдачи кем-либо из партнеров, кроме сдающего, или после сдачи, или во время разыгрывания. Остается открытой до определенного игрового момента на столе.

 • Натуральная заявка – назначение, показывающее минимум четыре карты в масти.

 • Неделимая гора – понятие из игры Гусарик. О том, что гора будет неделимой, игроки договариваются заранее.

 • Нисходящая линия – король, дама, валет и т.д.

 • Нокер (нок-покер) - игрок, постучавший по столу.

 • Нулевая заявка - 1) контракт на проигрыш всех взяток при бескозырной игре; 2) обязательство не брать выигрышных взяток или очков.

 

   О 

 

 • Обязательная игра - игра, в которой нельзя пасовать.

 • Одиночка (канаста) - игрок, который первым берет стопку сброса. Два остальных игрока играют против него в паре.

 • Окончание – в Винте и Висте сторона, первая заканчивающая партию или роббер, приписывает своему счету очки за окончание.

 • Онеры – в козырной масти пять старших карт – туз, король, дама, валет и десятка (термин используется в Винте, Висте).

 • Откладка (рамми) - добавление очередным игроком одной или нескольких карт из своей руки к любой парной комбинации на столе.

 • Отмена (червы с отменой) - взаимопогашение двух сходных карт в одной взятке так, что ни одна из них не выигрывает взятку.

 • Открытая карта – случайно открытая при раздаче или в процессе игры, остается на столе и используется по установленным в игре правилам.

 • Отходить – забрать свои взятки в сильной масти или игре.

 • Очки – стоимости карт двойки – 2 очка, тройки – 3 и т.д. В разных играх фигуры ценятся по – разному. Туз может быть равен 1 очку или 11.

 

   П 

 

 • Пара - 1) две карты в одном номинале; 2) партнерство из двух игроков.

 • Партия – в Винте, Висте и Бридже – половина роббера, 500 очков, записанных одной стороной.

 • Партнеры – пара игроков в парной игре; в Винте играющие той стороны, которая сделала назначение.

 • Пас1) объявление игрока о нежелании делать заявку, ставку или учавствовать в розыгрыше данной сдачи; 2) в игре червы - передача игроком трех своих карт соседу справа; 3) в Винте отказ от назначения масти в свою очередь.

 • Переговоры – выражение в Винте, включающее назначение, показывание и поддержку в мастях играющими в порядке очереди.

 • Пересдача сдача во второй или третий раз из-за некоторых несоблюдений правил или по иным недоразумениям

 • Перетемнить - идти втемную после предшествующих игроков, которые также шли втемную.

 • Период ставок (покер) - период времени, в течение которого игрок может сделать ставку или выйти из игры.

 • Повторение (покер) - ставка, величина которой равна последней ставке предыдущего игрока.

 • Подвинуть – усилить назначение своего товарища.

 • Поддержка – выражение в Винте, когда один назначает, объявляет, самостоятельную игру, другой, учитывая свои карты, повышает, взвинчивает игру.

 • Подрезать – значит снять колоду карту из другой колоды.

 • Под чертой (бридж) - место в таблице подсчета очков, куда заносятся очки за взятки.

 • Понтер – играющий в азартной игре против банкомета.

 • Поэн – то, что выигрывается взятками или онерами. Десять поэнов составляют партию.

 • Похороны - помещение карт в середину колоды или в сброс.

 • Предел банка (покер) - максимальная величина, на которую игрок может увеличить предыдущую ставку.

 • Приглашение – термин, используемый в Преферансе. Вистующий игрок приглашает пасовавшего партнера к игре, принимая все последствия на себя. Приглашение может быть сделано как в открытую (с открытыми картами), так и втемную.

 • Прорезывать – значит, будучи во второй или в третьей руке, положить из своих карт не старшую, а вторую по старшинству карт, т.е. пропустить карту противника.

 • Проход (покер) - 1) желание игрока остаться в банке, не делая ставок; 2) номинальная ставка.

 • Проходная масть – в Винте масть, которую игрок показывает своему партнеру, но играть с ней не может из – за ее слабости (малое количество карт).

 • Пулька - партия преферанса.

 

   Р 

 

 • Раскрытие (покер) - показ всех действующих рук для определения игрока, выигравшего банк.

 • Распасовка – 1) особый вид розыгрыша в Преферанса; 2) в Винте, когда все игроки сказали «пас», карты бросают и ставят в записи знак «х», называющийся крестом.

 • Реверси – старинная карточная игра, в которой выигрывает тот, кто берет наименьшее количество взяток.

 • Резание, Резка (прорезка) – прием в розыгрыше, когда игрок кладет не высшую карту масти, в которую пошел один из игроков, а среднюю из имеющихся на руках.

 • Резерв - несданная часть колоды, предназначенная для дальнейшего использования в розыгрыше данной сдачи.

 • Ремиз – набор установленного числа взяток в некоторых карточных играх – штраф за этот недобор.

 • Ремизить – заставлять кого-либо проиграть в карточной игре вследствие ремиза, т.е. недобора установленного количества взяток.

 • Ремизиться – проигрывать в карты вследствие ремиза, т. е. недобора взяток.

 • Ренонс – 1) отсутствие какой-либо масти; одна карта в масти – неполный ренонс; 2) снос по ошибке карты другой масти или козыря.

 • Роббер – состоит из двух выигранных партий. В Винте, Висте и Бридже – полная игра, состоящая из двух партий (две взятки подряд или через одну партию).

 • Розыгрыш – это собственно игра, борьба за взятки, происходящая после переговоров.

 • Ромбус – опрокидывать крапом вниз ту часть карт, которая снята.

 • Ротация - переход очереди сдавать или получать карты, а также делать ход. Чаще производится по часовой стрелке.

 • Рука – 1) карты на руке; 2) очередность хода при взятии взятки; первая рука – заходящий, вторая рука – сидящий слева от него, третья рука – партнер заходящего, четвертая рука – партнер справа от заходящего (пример по третьей руке – когда игрок кладет третью карту на взятку).

 

   С 

 

 • Сам-друг - две карты какой-либо масти.

 • Сам-пят - 5 карт одной масти и т.д.

 • Сам-третей - три карты какой-либо масти.

 • Самостоятельное назначение – выражение, означающее в Винте, что игрок один, без помощи партнера, назначает игру.

 • Сброс - 1) откладка лишних карт в обмен на карты из резерва; 2) ход картой в простой масти, не соответствующей масти захода.

 • Свободная карта - карта, которой владельцем может быть назначена любая масть или номинал, т. е. ранг.

 • Сдатчик, сдающий – игрок, раздающий карты.

 • Сделать ренонс – сбросить карту не той масти, с которой сделан ход, или положить козыря, имея на руках карту этой масти.

 • Секвенция  – 1) три карты в одной масти с возрастанием по номиналу (например, 6, 7, 8); 2) в рамми такие карты идут в одной масти.

 • Секст-Мажор – туз, король, дама, валет, десятка и девятка.

 • Синглтон – в Бридже, Винте, Висте одна карта какой-либо масти (бланка).

 • Скрытая рука (канаста) - рука, все карты которой обеспечивают показ комбинаций, включая, по меньшей мере, одну канасту, без объявления предшествующей комбинации и без предварительного дополнения комбинаций партнера своими картами.

 • Сносить сбрасывать с рук карты.

 • Сомнительная взятка – взятка, которая зависит от расклада карт у игроков и последовательности ходов при розыгрыше.

 • Ставка – взнос известной суммы на кон или на карту.

 • Стрэдл - 1) повышение обязательной ставки или взноса предыдущего игрока; 2) повышение стрэдла предыдущего игрока путем удвоения.

 • Стук - 1) (рамми) сигнал об окончании розыгрыша сдачи; 2) (покер) сигнал о нежелании снимать колоду или делать ставку.

 

   Т 

 

 • Талия – в банковых азартных играх то же, самое, что партия.

 • Талон – прикуп, часть колоды.

 • Тасовать - перемешивать карты. Каждый игрок может тасовать карты только один раз. Право последней тасовки принадлежит сдающему.

 • Темная – объявление игры без просматривания своих карт.

 • Торговля – в Преферансе, Бридже и ряде других игр поочередное назначение игроками мастей и количества взяток. В Преферансе прикуп остается за тем, кто назначит в результате торговли наивысшую игру.

 • Тройка - три карты одного номинала (например, три туза и т. д.).

 • Тур - один круг переговоров в Винте.

 

   У

 

 • Уверт - в преферансе игра без взяток по назначению с открытыми картами.

 • Удвоение (бридж) - объявление об удвоении цены взяток и штрафов, если последняя заявка станет контрактом.

 • Уязвимость (контрактный бридж) - сторона, выигравшая гейм в розыгрыше роббера, называется уязвимой.

 

   Ф

 

 • Фазер – обменять колоду, которую нужно сдавать, на колоду противников. Это вообще-то делать запрещается в Висте, если только не сговариваясь заранее.

 • Фигура – пять старших карт одной масти: туз, король, дама, валет и десятка. В некоторых играх десятка фигурой не считается. В Висте и Винте они считаются онерами.

 • Финесс – тонкости игра, которые заключаются в том, чтобы приобрести выгоду хитростью своей игры.

 • Форсировать – угадать, какой масти нет у противника и ходить с нее, чтобы вызвать козыря.

 • Фоски - маленькие карты, от двойки до восьмерки.

 • Франкированная масть – масть, которая находится на руках только одного игрока.

 

   Ш 

 

 • Шлемвыигрыш одной стороной всех взяток.

 • Штраф (Ремиз) – минусовые очки, записанные игроку за не взятые взятки (Вист, Винт), за взятые взятки (мизер) и т.д.