История карт

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее определение картам: "склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур".

Карты имеют древнюю историю. Известно, что первая колода карт появилась при весьма таинственных и загадочных обстоятельствах, и на сегодняшний день существует несколько версий, объясняющих ее появление. Всего вероятнее, что карты были изобретены в Китае. В словаре Чинг цзе Тунга, ставшем известным Европе в 1678 году, говорится, что они изобретены в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году были в Китае уже в повсеместном употреблении. Но существуют сведения, что китайцы и японцы еще до появления карт из бумаги играли табличками из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурками. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки.

В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте. А по другой версии дороги нас ведут в Древний Египет, царство фараонов. Вот, например, одна из легенд. Когда враг приблизился к границам великого царства фараонов, те собрали совет мудрейших, чтобы решить, как сохранить и уберечь от врага ценное Знание, накопленное веками. В этом Знании была заложена универсальная схема взаимоотношений Бога, Человека и Вселенной. Одни жрецы предлагали доверить сохранность Знания Добродетели, считая, что только лучшие и умнейшие люди общества могут действительно его сохранить и приумножить. Но другие жрецы были не согласны с таким подходом и предложили свой вариант. По их мнению, Знание следовало бы доверить не Добродетели, а как раз наоборот, Пороку, так как он будет существовать всегда, пока живо человечество. Фараоны приняли это предложение, и жрецы зашифровали Знание в картах. Так и появилась на свет первая колода. Из поколения в поколение люди, не зная истинного смысла этого послания, использовали детище древнего Порока, приумножая тем самым древнее Знание.

В египетской колоде - картах Таро - 78 листов, называемых арканами. С помощью карт Таро гадали по четырем стихиям мироздания - огню, воде, воздуху и земле. Но все это только легенда. До сих пор точно не известно, какой смысл скрывает в себе колода обычных игральных карт.

В Европе карты появились в эпоху крестовых походов на мусульманский Восток в XIII веке или же были завезены позже - кочевавшими цыганами в XIV веке. Власти поначалу относились к картам терпимо, но затем за карты стали преследовать, поскольку усмотрели вмешательство нечистой силы. В дальнейшем, потеряв свою таинственность, карты стали привычным явлением, хотя во многих странах еще очень долго игроков преследовали. Но жрецы оказались правы: от Порока человечество избавить невозможно.

Буквально за несколько десятилетий карты Таро трансформировались, и теперь в колоде 52, а не 78 листов. Колода продолжала худеть и дальше - в дальнейшем появились колоды из 36 и даже 32 карт. Карты в это время используются преимущественно для гадания. 52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года состоит из 13 недель, то, следовательно, и в каждой масти 13 карт. Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом, сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364, то есть число дней в году без одного. В колоде остались три фигурные карты - король (фараон), дама (сивилла), валет (всадник). Иногда в колоду добавляется еще одна карта, соответствующая шуту больших арканов, - джокер.

В XIV веке короли, дамы и валеты стали изображаться в виде легендарных героев древности. Так, например, король червей предстал в виде Карла Великого - короля франков. Древнееврейский царь Давид стал королем пик, Юлий Цезарь - королем бубен, а Александр Македонский - королем треф.

При Генрихе II Валуа в начале XVII века обратную сторону карт стали делать крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулеры не могли наносить на нее знаки. Двухголовые карты, то есть карты, в которых одна половина как бы отражает другую, появились в Италии уже в XVII веке, однако вошли в повседневный обиход только к середине XIX века.

В России игральные карты появились в XVII веке, вероятно, через Малороссию, где казаки иногда коротали время в лагерях за картами. Страсть к игре, которая не могла быть уничтожена строгими мерами, принимавшимися при Анне Иоановне и Елизавете Петровне, достигла апогея при Екатерине II, тем более что самые близкие к императрице лица играли на громадные суммы в банк, а ее фаворит Зорич открыл даже в пожалованном ему местечке Шклове род картежной академии, куда съезжались все знатные игроки того времени.

Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа...

Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.

Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста. Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.

Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр? Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000... Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.

Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.

О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.