Вист
Правила игры
В вист играют полной колодой, т. е. с самыми младшими картами. Употребляют
две колоды, т. е. одну сдают, а другую противник тасует и подкладывает
следующему сдатчику. Играют вчетвером. Садятся по всем четырем сторонам
ломберного стола. Игроки, сидящие один против другого - партнеры и играют
заодно против двух других, которые называются ривали. Садятся по
выдернутым предварительно из колоды картам, которые раскидывают на столе
веером крапом (рубашкой) вверх, или хозяин подносит колоду гостям,
приглашая их вынуть карту.
Две меньшие указывают партнеров, которые должны будут играть против двух
других. Если попадутся карты одинакового достоинства, то вытянувшие их
передергивают снова. Хотя в самой игре туз играет главную роль, но в деле
тиража карт он считается младшей картой.
Партия состоит из двух игр и называется роббером. Игроки не меняются
местами на протяжении всего роббера. Старшинство карт от туза до двойки.
Туз, король и остальные фигуры называются онерами.
Снимает противник, сидящий по правую руку сдатчика. Снимать надо как можно
чище и отделять не меньше шести карт. В противном случае необходимо
переснять. Сдатчик должен накладывать снятые карты осторожно, чтобы не
потянуть или не перевернуть карту. Все подобные промахи не допускаются в
Висте.
Сдают все карты, начиная всегда с левой руки, и непременно по одной карте.
Последняя карта вскрывается, и ею определяется козырь, который остается
открытым на столе до второго леве, т. е. взятки, после чего сдатчик берет
его себе на руки. Тасующий колоду для следующей игры должен положить ее по
левую руку будущего сдатчика.
Карты не собираются игроками до тех пор, пока козырь не вскрыт; тогда они
их считают, сортируют, и, так как в Висте переговоров никаких нет, игрок,
которому первому сдавали, начинает игру согласно правилам, указанным выше.
Нельзя никому из игроков вынимать прежде очереди карту из своей серии и
надо избегать всякого жеста, взгляда, намека, которые могут служить
партнеру указанием.
Добровольные ренонсы не допускаются, но игрок может класть старшую карту,
если по своей игре не находит выгодным перекрывать масть противника; не
имея же на руках требуемой масти, можно снести всякую другую карту.
Взятка, или леве, берется тем, кто положил самую старшую карту. Игрок,
которому изменяет память и который желает проверить ход игры, вправе
просить товарищей открыть перед ним все свои леве, и они обязаны это
исполнить без всякой отговорки.
Прежний Вист состоял из десяти леве, нынешний же, короткий, ограничивается
пятью леве. Сверх этого количества каждая лишняя взятка называется триком
и оплачивается двумя пунктами. Тринадцать леве - значит сделать шлем,
который считается отдельно и оплачивается десятью пунктами. Четыре онера в
игре двух партнеров считают за четыре пункта, а три онера только за два
пункта.
Роббер (партия) бывает простой, двойной или тройной. Простой роббер тот, в
котором проигрывающая сторона отмечает шесть пунктов; в двойном она
отмечает только 4 пункта, а в тройном не отмечает ничего. Если партнеры
проигрывающие роббер, выигрывают одну партию, то их выигрыш вычитается из
выигрыша противников.
Необходимые правила разыгрывания
1. Имея сильную масть (исключая короля, валета и десятки), надо ходить или
с самой старшей, или с самой младшей карты, но никак не со средней. С
младшей даже лучше.
2. Имея на руках масть с двумя или с тремя мелкими картами, всего надежнее
ходить старшей из них.
3. Если партнер вистующего не бьет козырем карту противника, то необходимо
непременно козырять. В случае необходимости в коротком Висте не надо
бояться немного рискнуть: излишняя опасливость еще вреднее благоразумного
риска.
4. Не имея на руках четырех козырей, хотя бы у вас и находится даже один
какой-нибудь онер козырной (фигура), не ходите под козыря партнера.
Исключениями из этого правила служат следующие случаи:
•
когда у вас и вашего партнера двойной ренонс,
•
когда это единственное средство увеличить число взяток,
•
когда партнер, сбросив однажды козыря, притаился,
•
когда вы замечаете, что партнер сбрасывает от двух слабых
карт,
•
когда противник козыряет или ходит с масти, которая требует
козырей.
5. Лучше ходить под слабую масть противника, нежели через сильную. Партнер
тотчас поймет, что он не должен ходить с этой масти, если она у него не
слишком сильна.
6. Если вы не предвидите, что, не положив козыря на карту противника, вы
все-таки возьмете наверно три взятки, лучше не рискуйте, потому что можете
потерять верную взятку.
7. Надо помнить, что лучше аффроншировать т. е. оставить без защиты,
короля, чем даму.
8. Первая карта, сбрасываемая партнером, бывает всегда от его слабейшей
масти, и потому избегайте ходить в эту масть, разве только того требует
ваша непременная выгода.
9. Обманывать противников ложными ходами опасно, так как партнер,
обманутый в свою очередь, теряет почву под ногами и играет на удачу.
10. Убедившись в масти противника и зная по ходам и расчетам, из чего она
у него составлена, держите как можно дольше на руках его старшую или
вторую карту, а старшую карту масти своего партнера, наоборот, надо
поспешнее сбросить, чтобы не задерживать его масти.
11. Имея четырех козырей, не кройте ими карту, которую, по всем
соображениям, может взять ваш партнер; но, имея четырех козырей и без
онеров, непременно бейте козырем такую карту.
12. Со слабыми мастями на руках не упускайте никакого случая ходить под
козыря противника.
13. С мастей, которых нет ни у одного из противников, остерегайтесь
ходить.
14. Первый ход игрока должен быть сделан от сильной масти, т. е. если у
него на руках есть туз и король, или король и дама, или секанс (несколько
последовательных карт одной масти).
15. Имея две карты равного достоинства, например короля и даму (онеры),
надо ходить со старшей, но если не ваш ход, то непременно кладите младшую.
При секансе кварты или квинты без туза можно выйти с младшей, чтобы дать
партнеру случай отыграть туза.
16. Если у вас нет своей хорошей масти, то отвечайте партнеру той же,
которую он вам уже провел, но непременно младшей картой, если до того у
вас было четыре карты этой масти, а старшей из оставшихся та тот случай,
когда при начале игры у вас было только три карты. Соблюдение этого
правила имеет ту несомненную важность, что помогает партнеру убедиться,
какие карты остались в руках товарища.
17. Ходить с дамы сам-друг или с валета сам-друг можно, но только в том
случае, когда у вас игра никуда не годная, и вы тем указываете партнеру на
совершенное бессилие. С королем сам-друг ход полезен, если вы по
сброшенным партнером картам убедились, что это его сильная масть.
18. При масти из двух карт ходите со старшей, только отнюдь не с короля
или дамы сам-третей. В таком случае лучше выйти с младшей; если же партнер
указал вам своей игрой, что и есть именно его сильная масть, то идите со
старшей. Ход с других тьерсов надежнее, но с туза сам-третей выходить
опасно и лучше его приберегать, чтобы им заручиться для вступления в свою
сильную масть.
19. С четырьмя, пятью или более мелкими картами ходить надо с младшей, за
исключением случая, когда между ними есть секанс.
20. Имея несколько карт одной масти при тузе и короле, выходить с
последнего, а не с первого.
21. Имея на руках одиночную карту и несколько маленьких козырей,
дожидайтесь, чтобы противник сам вышел в вашу слабую масть, которая у него
должна быть сильна, и по второй бейте козырем.
Все эти правила принадлежат короткому Висту, общепринятому ныне
повсеместно.
Дополнительные правила
1. Самый выгодный секанс есть секанс квинты, т. е. туз,
король, дама, валет и десятка одной масти.
2. Если ход ваш кажется сомнительным, старайтесь взять
леве.
3. Имея на руках несколько маленьких козырей и чувствуя
необходимость ходить с них, начинайте всегда со старшего.
4. Если, по вашим соображениям, партнер ваш должен взять
масть противника, не перебивайте его.
5. Вскрытый вами козырь берегите как можно дольше.
6. Если у вас и у вашего партнера недостаток в козырях,
берегите до последней крайности сильные карты масти противника.
7. Нельзя забывать, что опытный игрок всегда отдает
преимущество мастям, в которых есть секансы, потому что с этих мастей
выход бывает гораздо выгоднее и надежнее.
8. Если у вас мало козырей, а противник козырнул,
остерегайтесь перекрывать самым старшим козырем.
9. Если у вас на руках только одна сильная масть, покажите
ее партнеру тем, что козыряете, чтобы войти с нею в руку, если же ваша
игра равносильна в нескольких или даже во всех мастях, то ходите с пустой
карты, чтобы не разоблачать своей игры.
10. Когда приходится играть последнему, советуем
удерживать игру, т. е. не сбрасывать масти, заключающей в себе первую и,
например, третью карту высшего достоинства.
Вист с особенной мастью
Это нововведение в Висте было, вероятно, вызвано его
первобытной продолжительностью, утомлявшей игроков. Дело в том, что в этом
роде Виста есть особенная масть, вскрываемая при начале каждой партии, и
если она совпадает с козырной мастью, то все выгодные шансы игры
оплачиваются вдвое, например, три онера, стоящие два пункта в обыкновенной
масти, здесь означают четыре пункта, каждое леве считается за два пункта.
Это новое приспособление к обыкновенному Висту значительно
его укорачивает и оживляет, так, что при Висте с особенной мастью можно
сыграть в вечер до пятнадцати робберов, тогда как по старинной системе
едва успевали разыграть четыре или пять робберов. Особенная масть имеет
еще и то преимущество, что уравновешивает средства игроков, и, допуская
некоторый риск, умаляет значение расчетов.
Анфилада
Предыдущее усовершенствование Виста получило, в свою
очередь, изменение, вследствие которого партия, кончающаяся в два
тура при особенной масти, при ней же, но с анфиладой кончается в один тур.
Этот способ игры состоит в том, что пункты, или очки,
превосходящие законные десять, переносятся на следующую партию. Например,
если партия из восьми пунктов делает четыре пункта в следующий тур, то
лишние два пункта отмечаются во вторую партию.
Вист втроем
Этот род Виста играется втроем, а четвертый игрок -
болван, или деревянный. Два партнера, играющие заодно, называются
осаждающими, а тот игрок, который сидит против деревянного, следовательно,
не имеющий партнера, носит название защитника. Роль осаждающих совершенно
та же, что и в Висте вчетвером, но защитник играет, распоряжаясь своими
картами и картами деревянного, и хотя это открытое товарищество намного
облегчает его ходы, однако и значительно утомляет его память и
сообразительность. Деревянный изъят из общего правила и за свои ошибки не
несет никакого другого наказания, как только ремизы.
Короткий Вист
В коротком Висте есть маленькая разница с настоящим
Вистом, а именно, что в нем нет вызовов (appeler, chanter).
Это выражение означает: если один из игроков уже взял восемь леве, а
кто-нибудь из товарищей имеет на руках два онера, то может объявить об
этом и вызвать выигрывающего, имеющего часто также онеры на руках,
высказаться и показать свою игру.
В коротком Висте каждая взятка свыше лести считается за
леве; шесть леве, взятых в одну игру, составляют маленький шлем, а сем
леве - большой.
Прусский Вист
Играется вдвоем: игроки сидят друг против друга и сдают
карты на четыре равные части, т. е. по 13 карт в каждой. Прежде чем
решиться ходить и разыгрывать игру, противники должны внимательно
рассмотреть свои карты, и если они ими довольны по своим соображениям, то
сохраняют их, если же находят их ненадежными, то подменяют теми, которые
лежат у каждого игрока по правую сторону, и, сделав уже этот обмен, даже
если карты оказываются хуже прежних, игроки уже не только вправе их
бросить, но не могут даже пересматривать свои старые карты. Если сдатчик
произвел этот обмен, то он теряет козыря, находящегося на вскрыше и
долженствующего по праву Виста перейти к нему.
В прусском Висте четыре онера считаются за четыре пункта,
три онера за три пункта, два онера за два пункта, но только в случае, если
у противника лишь один онер, если же у него их также два, то ни тот, ни
другой из игроков их не считает.
Оставляя при себе сданные ему карты, игрок не имеет права
заглядывать в карты, лежащие на столе.
Правила для разыгрывания те же самые, как и в других
Вистах.
Вдвоем играют также с двумя открытыми деревянными только в
таком случае, если не подменивают своей игры, а содействуют ей, играя как
с партнером, но это видоизменение Виста представляет очень мало
занимательности, так как карты трех игроков на виду и игра четвертого
вполне известна.
Такой Вист очень полезен для практики новичков: по нему
они могут изучить различные перипетии и шансы этой замысловатой карточной
игры.
Законы, промахи и штрафы
1. Две партии, выигранные из трех, составляют роббер, а
если обе партии взяты одной стороной, то третья не играется.
2. В России онерами считаются туз, король, дама, валет и
десятка козырная. Леве пишется всегда вдвое. К партии не приписывается
ничего, а к робберу обыкновенно прибавляют 20. Впрочем, это зависит от
предварительного условия, приписывают и 10, и 30, и даже 40.
3. Большой шлем оплачивается обыкновенно согласно робберу,
а малый вполовину.
4. За онеры приписывают различно, но самое справедливое
оценивать их по их количеству, т. е. два за два, четыре за четыре, а за
все - шесть.
5. Игрок, записывающий счет, проводит мелом горизонтальную
линию, над которой записывает онеры, а внизу отмечает леве. Онеры и леве,
взятые теми, кто записывает счет, отмечаются с правой руки, противники же
их записывают с левой руки. Так же делается и с партиями: отмечают их
сверху, другие же снизу.
6. Вынувший самую младшую карту имеет выбор масти.
7. Порядок мастей следующий: черви, бубны, трефы и пики.
8. Тасовать надо всегда над столом и так держать колоду,
чтобы лицевая ее сторона не была бы видна.
9. Сдающий имеет право перетасовывать.
10. Если при снятии раскроется карта, то сдатчик обязан
перетасовать.
11. Если во время сдачи игроки убедятся, что колода
неполная, то сдача не идет в счет.
12. Если во время сдачи заметят, что одна или несколько
карт по вине тасовавшего перевернулись лицевой стороной, то необходимо
пересдать.
13. Засдавшийся теряет право пересдачи, а с ним и
вскрытого козыря.
14. Если сдатчик вздумает сдавать карты по две за раз, ему
предложат пересдать.
15. Карта, упавшая под стол, не штрафуется.
16. Бросать карты до окончания игры не следует.
17. Произвольный ренонс, т. е. когда игрок, имея требуемую
масть, не дает ее вследствие своих соображений, штрафуется тем, что у него
отписывают три пункта в пользу противника.
Терминология
Прорезывать - т. е. класть карту, будучи вторым
или третьим игроком, ниже старшей (не от секанса) у вас на руке, в
надежде, что карты, могущие ее перебить, находятся у вашего соседа
справа.
Ренонс - не дать карты той масти, которую просят.
Секанс - последовательные карты одной масти.
Терц-мажор - туз, король, дама.
Кварт - мажор - туз, король, дама, валет.
Сингльтон - когда на руках одна только карта
какой-нибудь масти.
Форсировать - угадать, какой масти нет у
противника, и ходить с нее, чтобы вызвать козыря.
Подрезать - чтобы чище снять колоду, иные игроки
подкладывают в середину ее карту и таким образом отделяют аккуратную
верхнюю часть.
Шлем - полное число взяток.
Ложная карта - пустая карта, сброшенная на масть,
которой у вас нет на руках.
Пригласить - сбросить младшую карту своей сильной
масти, что пригласит партнера побить ее козырем.
Быть в руке - иметь право первого хода.
Тур - когда все четверо игроков поочередно
сбросили карты и так как на руках 13 карт, то тринадцать туров
составляют игру.
Леве - взятка, состоящая из четырех сброшенных
поочередно карт.
Болван - при игре втроем или вдвоем
отсутствующего игрока называют болваном.
Вскрыша - карты той масти, которая вскрыта.
Вызов - если в висте от 10 поэнов имеется уже 8
леве и у одного из партнеров есть на руках 2 онера, то он может объявить
об этом и вызвать выигрывающего, имеющего зачастую на руках также онеры,
высказаться и показать свою игру.
Дублет - выиграть партию, прежде чем противники
отметят 5 поэнов от 10, 3 в вист от 5, 6 в вист с двойными взятками.
Импас - значит прорезать, т. е. не перекрыть
старшую карту той масти, с которой пошли.
Инвит (приглашение) - собственно значит ходить с
меньшей карты своей сильной масти, приглашая этим партнера положить
старшую карту, чтобы он взял взятку и ответил в ту же масть.
Консоляция - так называются фиши, которыми
условились платить сверх партий.
Лишний козырь - иметь на руках одного или
несколько последних козырей, когда все остальные уже вышли.
Марка - число отмеченных поэнов. Каждому
играющему нужно 4 жетона, чтобы отметить 9 первых поэнов.
Поэн 10, которым оканчивается партия или
отделение роббера, состоит в том, что берут одну, две или три из четырех
фиш. Те, которые выигрывают одно отделение роббера, берут одну фишу,
если у противников отмечено от 6 до 8; две фиши, если отмечено от 4 до
2; три фиши, если у них ничего не отмечено.
Наветт - это манера играть; когда у двух
партнеров ренонсы, то ходят в ту масть, которой нет у противника и,
таким образом, подводят под перекрестный огонь.
Фазер - обменять колоду, которую нужно сдавать,
на колоду противников, это вообще-то делать запрещается в Висте, если
только не сговорились заранее.
Поэн - то, что выигрывают взятками или онерами.
Десять поэнов составляют партию.
Снести - бросить карту другой масти на масть, которой
нет.
Финесс - тонкости игры, которые заключаются в
том, чтобы приобрести выгоду хитростью своей игры.
Шлем большой - взять 13 взяток.
Шлем малый - взять 12 взяток.
|